Инвестиционный портфель: внимательно смотрим квартальный отчет

В ежеквартальном отчете, посылаемом клиенту, указывается состав инвестиционного портфеля в соответствии с базовыми параметрами. Отследить, что происходит с каждой из бумаг, можно, просматривая отчеты игроков на бирже или распечатки, прилагаемые к квартальному отчету.

На что нужно обратить внимание. «Важно убедиться в том, что риски соответствуют намерениям клиента, - отмечает Виктор Евденко, специалист по ценным бумагам. - Те, кто инвестирует в облигации, также должны быть внимательны: есть ведь и весьма рискованные облигации. Обнаружив акцию, которая кажется рискованной, стоит обратиться в компанию и заявить, что вы в этой бумаге не заинтересованы». Виктор также рекомендует проверять, что делается с долями во взаимных (доверительных) фондах, принадлежащих самой компании. Может случиться так, что комиссионные будут взиматься дважды, то есть фирма взыщет с вас деньги, потому что управляет деньгами, хотя и сам фонд взыскивает комиссионные. Об этом далеко не всегда знают, но клиент может указать в договоре, что он не заинтересован в фондах или других инструментах, которые предлагает компания, например в индексных инвестиционных фондах.
В хороших отчетах инвестиционных компаний прописана политика инвестиций компании и доли государственных облигаций, акций и иностранной валюты. Кроме того, там может фигурировать подробный обзор прямых инвестиций: название бумаги, ее курс, стоимость, доля в портфеле и ликвидность; также указаны активы клиента, в отношении которых для управляющего портфелем существует конфликт интересов.

Инвестиционные компании обязаны указывать размер комиссионных, взимаемых с них членами биржи за операции с ценными бумагами, а также комиссионных, которые они получают за каждую куплю-продажу. Эта информация должна содержаться в договоре клиента с компанией.

На что здесь обратить внимание. «Многие считают, что, кроме размера, ничего интересного в комиссионных нет. Но ведь главный доход, который получают на фондовом рынке, - комиссионные за выполняемые операции, - отмечает Виктор. - У компаний есть стимул, и чтобы увеличить оборот, они стараются выполнить как можно больше операций. Поэтому клиенту необходимо следить за числом операций, поскольку каждая отщипывает от капитала несколько сотен рублей. Некоторые фирмы не стремятся наживаться на обороте, что сокращает число операций, а некоторые пересчитывают комиссионные каждый день. Клиент не должен дожидаться конца квартала, чтобы определить, сколько он заплатил. Нужно требовать от управляющих компаних подробно указать, сколько они получили с клиента, причем в рублях, а не в процентах. Обратите внимание на размер комиссионных: сегодня можно получить 0,1 процента от каждой сделки, и в любом случае надо торговаться».

В новых, современных отчетах появится целый раздел, посвященный платежам компании, с подробным указанием прямых (комиссионные) и косвенных доходов. В итоговой строке будут указаны общий размер доходов компании от управления портфелем за прошлый год (в рублях и в процентах) и средняя стоимость портфеля в данном году.

Подготовил Геннадий Гардуев, редактор сайта ruswww.com - обзоры периодики и переводы интересных зарубежных материалов.