Какие парадоксы нам готовит современная медицина

Получат ли отечественные больницы анализатор крови и другое оборудование

Если бы еще в начале текущего столетия возникли разговоры о финансировании отечественных поликлиник и больниц, то это бы считалось чем-то сродни фантастических домыслов. Наши соотечественники настолько привыкли к плачевному состоянию лечебных учреждений страны, что им просто трудно было бы поверить, что что-то может измениться в лучшую сторону. Да и как тут поверишь, если из года год, поликлиники и больницы встречают своих пациентов давно не знавшими побелки стенами, рваным линолеумом и лампочками без плафонов. А о том, насколько допотопное лабораторное оборудование стоит в наших медучреждениях – и говорить не хотелось. Естественно, в таких условиях неприятно было находиться не только пациентам, но и медицинскому персоналу. Маленькие зарплаты дополняли такую непритязательную картину, поэтому врачей, медсестер и санитарок можно было по праву назвать энтузиастами своего дела.

Правда, энтузиастами были далеко не все. Чтобы привлечь к своей персоне внимание эскулапов часто доводилось их дополнительно стимулировать. Кто из нас не презентовал врачу бутылочку хорошего коньяка, а медсестре – коробку конфет? Интересно, измениться ли такая ситуация теперь, когда был дан старт реформе здравоохранения? Поживем – увидим. А пока медленно, но верно больницы и поликлиники не только в центре, но и в регионах получают новое лабораторное оборудование, увеличивается финансирование лечебных учреждений и, соответственно, зарплаты медицинских работников, что уже не может не радовать.

Изменится ли к лучшему уход за больными в отечественных лечебных учреждениях

Интерьеры наших больниц и поликлиник постепенно преображаются: и это вселяет надежду, что возврата к прошлому уже не будет. Конечно, нашим лечебным учреждениям, особенно тем, что находятся в глубинке, еще очень далеко к своим западным собратьям, но лед тронулся, и хочется верить, что со временем мы придем к медицине европейского уровня. Настораживает другое: измениться ли отношение медицинских работников к своим пациентам в лучшую сторону? Иными словами, придется ли опять из собственного кармана платить за качественный уход за лежачими больными и ряд других услуг? Или уровень сознания больничного персонала вырастет настолько, что подобные попытки пациентов отблагодарить врача или медсестру будут восприниматься последними как личное оскорбление?

А вас никто не заставляет платить – скажут некоторые. Действительно, денег или знаков внимания медицинский персонал не требует. Но все знают: чтобы медсестра не забыла вовремя сделать укол или повести пациента на приписанные процедуры, лучше перестраховаться и положить ей в карман халата шоколадку. Иногда диву даешься, какую поистине волшебную силу и власть имеет эта небольшая плитка, благодаря которой уход за лежачими больными тут же становится более внимательным.

Углекислая ванна и другие процедуры: платить или нет

Каждому больному хочется, чтобы в лечебном заведении его встречали не только отремонтированные стены, новые кровати, пластиковые окна или новейшее оборудование, в том числе тракционный стол или УЗИ-аппарат, но и доброжелательный персонал. Чтобы врач смотрел на больного не как на очередную возможность получить дополнительные дивиденды, а как на человека, которому нужна квалифицированная помощь. Ведь почему наши врачи (не все, конечно, но многие) выписывают пациентам дорогостоящие лекарства, хотя можно было бы прописать их более дешевые аналоги. Потому что из каждой упаковки энная сумма остается в их карманах. Имея договоренности с фармацевтическими компаниями и аптечными сетями, врачам очень выгодно, чтобы пациент по их рецептах покупал дорогие лекарства. Есть ли выход с такой ситуации? Наверное, все сложилось бы иначе, если бы зарплата отечественного врача позволяла ему прокормить себя и свою семью. А пока ситуация не измениться, страдать, прежде всего, будут пациенты, от которых врачи будут ждать новых и новых «вливаний» за свои услуги. Но ведь подарить больнице новый тракционный стол или оплачивать лечебные процедуры могут далеко не все пациенты. Как им быть? Наверное, опять надеяться только на себя.

Автор: Мищенко Николай